Условия и перспективы работы во ВГУЭС → Корпоративная культура

Корпоративная культура

Назовем основные элементы корпоративной культуры и рассмотрим, как они воплощаются в корпоративной культуре ВГУЭС:
Миссия организации — это концепция ее жизнедеятельности, обусловливаемая принципом социальной ответственности и являющаяся основой всех мероприятий. Миссия выражает главный смысл существования организации, ее ценности, определяет ее роль в системе общественных отношений, формулирует принципы взаимодействия с окружающей средой. Миссия формирует имидж вуза, который будет отличать его от конкурентов.

В ходе сессий стратегического планирования коллектив Владивостокского государственного университета экономики и сервиса сформулировал его миссию: «ВГУЭС — предпринимательский инновационный университет, центр образования мирового уровня в сфере бизнеса и сервиса. Университет занимает ведущие позиции в области информационных технологий в образовании, содействует укреплению позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Мы готовим студентов к успеху в учебе, карьере и жизни».
Командный дух, стиль руководства и лидерства. Чтобы действия руководства способствовали формированию и укреплению корпоративной культуры, менеджер должен быть последователен в своем поведении. Люди узнают больше о корпоративной культуре из наблюдаемых поведенческих реакций, чем из вывешенных на стене лозунгов или декларируемых принципов организационной политики. Существует старинное изречение: «Я не слышу, что вы говорите, потому что ваши поступки говорят громче, чем слова». Корпоративная культура передается через ответную реакцию менеджера на действие работника. Последовательность в реакциях руководства играет основную роль в поддержании определенных культурных норм.

Университет делегирует сотрудникам все большие полномочия и ответственность, привлекает сотрудников к принятию управленческих решений, организует четкий контроль за конечными результатами работы. Например, обсуждение и реализация такого основополагающего вопроса, как стратегическое планирование, проходит во ВГУЭС с участием всей вузовской общественности. Первым шагом на пути сплочения коллектива для достижения единых целей была разработка основополагающих документов вуза — «Корпоративная культура», «Миссия университета». Эти документы широко и неформально обсуждались в коллективе и были приняты на совете университета. Эксперты Зальцбургского семинара, оценивая управленческую деятельность универ-
ситета, отметили высокий уровень вовлеченности сотрудников и преподавателей вуза в процесс планирования и развития самого университета. Мы считаем это принципиальным положением, которое обусловливает эффективную деятельность всей организации. Активное участие университетской общественности в жизни вуза, очевидно, можно объяснить и тем, что в университете работает в основном молодой коллектив: средний возраст профессорско-преподавательского состава 42 года, а административно-управленческого персонала — около 30.

В основе корпоративной культуры ВГУЭС лежит постулат, согласно которому успех организации обусловлен не столько жестким контролем, сколько воспитанием чувства дисциплины в повседневной деятельности сотрудников.
Если людям обеспечена большая свобода, они сами несут ответственность за свои действия. Создание организации, где дисциплина является нормой, занимает много времени и сил. Но, будучи однажды созданной, она позволяет сотрудникам всех звеньев работать максимально эффективно. Наиболее действенными средствами развития самодисциплины являются установление четких стандартов исполнения работы, демократизация доступа к информации, развитие культуры непрерывных изменений.
Для обеспечения обратной связи широко используются социологические опросы, которые позволяют выявить точку зрения сотрудников на те или иные аспекты жизни университета. Результаты анкетирования обязательно учитываются при планировании, реализации или оценке тех или иных проектов.

В целях выявления наиболее «результативных» сотрудников проводится ежегодное анкетирование преподавателей, сотрудников и студентов. Опросы проводит отдел стандартов и программ управления учебных работ универ-ситета. Эту же цель преследуют и другие проводимые во ВГУЭС мероприятия, например, университетские конкурсы на звание лучшего преподавателя, лучшего профессора, лучшего руководителя НИРС. Победители конкурсов       получают дипломы, грамоты, сертификаты, а также премии и ценные подарки.
Деловой этикет общения. Основное содержание этого элемента реализовано в Кодексе корпоративного поведения сотрудников ВГУЭС, который размещен на самом видном месте в главном корпусе и гласит:

  • Сотрудник ВГУЭС разделяет миссию университета и в профессиональной деятельности соотносит свою индивидуальную миссию с корпоративной. Корпоративные ценности становятся его личными убеждениями.
  • Каждый сотрудник, следуя философии университета, доверяет стратегии и тактике управления вузом, принимает на себя ответственность за реализацию заявленных целей и чувствует свою причастность к успехам организации.
  • Основной принцип, которым руководствуются все сотрудники, — взаимное уважение, основанное на деловой этике, справедливость и честность в отношениях как внутри коллектива, так и с партнерами университета.
  • Сотрудник ВГУЭС дорожит деловой репутацией университета, формирует его достойный имидж в профессиональной деятельности, публичных выступлениях, личных беседах.
  • В осуществлении деловой активности сотрудник университета предпринимает позитивные действия, обеспечивающие равенство возможностей в профессиональной и личностной самореализации для всех, вне зависимости от социального статуса, возраста, пола, национальности, религии.
  • В университете запрещены любые методы унижения достоинства людей, все формы дискриминации и протекционизма. Льготы и поощрения предоставляются на основе равенства возможностей и согласно принятой в университете системе.
  • В университете не допускается пренебрежительное отношение друг к другу и концентрация внимания исключительно на ошибках и неудачах коллег. Работники ведут себя корректно, достойно, не допуская отклонений от признанных норм делового общения. Все сотрудники выражают поддержку, понимание, симпатии членам коллектива, к которому они принадлежат.
  • Сотрудник ВГУЭС повышает уровень профессионального мастерства, овладевает иностранными языками, современными информационными технологиями, изучает отечественный и зарубежный опыт для достижения высоких результатов в работе.
  • Сотрудник ВГУЭС в полной мере использует свои силы и способности, что является залогом процветания университета, приносит каждому работнику моральное удовлетворение и материальную выгоду.
  • Сотрудник ВГУЭС обеспечивает конфиденциальность полученной информации, никогда не используя ее в ущерб деловой репутации университета или для целей личной выгоды.
  • Сотрудник университета не предпринимает действий, наносящих урон интересам университета.
  • Сотрудники университета уважают частную жизнь коллег, не допуская какого-либо вмешательства в нее.
  • Работник университета заботится о своем здоровье, поддержании своего оптимального психологического состояния, работоспособности и о здоровье и состоянии окружающих.  Живя в гармонии с природой, способствует распространению эстетической и экологической культуры.

Одной из форм делового взаимодействия можно назвать процесс социализации. Какими бы эффективными ни были процессы подбора персонала, новые работники не могут сразу ознакомиться с организационной культурой и соответствовать ей. Чтобы стать полноправным членом коллектива, новому работнику недостаточно быть хорошим профессионалом — он должен овладеть всеми нормами и правилами, существующими в компании, и признать их.

От того, насколько быстро новый сотрудник начнет воспринимать и разделять ценности организации, зависит успешность его вхождения в университетскую среду и эффективность работы. Процесс, в ходе которого новые члены коллектива воспринимают ценности и нормы, необходимые для того, чтобы войти в коллектив, называется социализацией. Разные университеты по-разному организуют этот процесс. Одни предоставляют новичкам самостоятельно осваивать новую работу и знакомиться с коллективом, в других, наоборот, это составляет целый ритуал. Приобщение к корпоративной культуре начинается во ВГУЭС сразу после приема на работу или учебу. С нашей точки зрения, процесс социализации должен, во-первых, помочь новому сотруднику избежать стрессовых ситуаций, чреватых нередко несчастными случаями.

Вот почему важно провести мероприятия по знакомству с техникой безопасности и общими условиями труда. Во-вторых, социализация является основой для формирования команды и ее сплочения. В-третьих, это способ формирования лояльности организации. Организация не должна упускать возможности повлиять на формирование у нового работника положительного отношения к работе.
Во ВГУЭС всем вновь принятым сотрудникам обязательно вручаются буклеты, в которых есть самая важная информация о вузе, его лучших работниках, его традициях. Лучше узнать историю вуза поможет экскурсия в музей ВГУЭС, которая организуется для новичков. Для всех сотрудников университета при поступлении на работу оформляются идентификационные карточки, которые не только служат пропуском в здания, но и помогают в общении. Каждый вновь принятый обязательно получает и адрес для работы с электронной почтой.
(источник: Г.И. Мальцева Университетская корпоративная культура)